После поездки в деревню, в ходе которой порвались "штаны", пробег мотора перевалил за 500 км - пора обслуживать. Чем я сегодня и занялся.
Пункт первый - замена масла и масляного фильтра.Я почему-то думал, что в процессе зимней эпопеи с давлением масла и прочими чудесами на Ниве извел все заранее купленные фильтры Mann, поэтому заказал фильтр Fram, код PH-9105, это аналог Mann W714/3.
А оказалось, что один фильтр я все же оставил, он так и лежал в пакете вместе с канистрой масла. Теперь на следующей замене пригодится.
Масло залил Eurol Super Lite 5w50, и к нему в качестве присадки диэстеровая база Syntolux L-132, в количестве 200 граммов, то есть 5% - оптимальное количество, к которому народ пришел опытным путем.
Добавлял так - в отдельную тару отливал из флакона 100 граммов L-132, ориентируясь по меткам уровня на флаконе, потом туда доливал масла, размешивал и выливал в мотор, и так два раза.
Потом остальное масло залил.
Кому интересно, можно про эту штуку и опыт ее применения почитать на
www.oil-club.ru/forum/topic/24910-samostoyatelnoe-primenenie-esterov.
Там в теме приведена таблица примерной зависимости изменения параметров масла после добавления эстеров.
Масла 5w50 в таблице нет. Но можно примерно судить, что при добавлении 5% эстеров изменений параметров произойти не должно. А вот моющие свойства и стабильность масла должны увеличиться.
Что ж, посмотрим.
На обкатку было залито Eurol Turbosyn 10w40, из 4 литров обратно слилось чуть больше 2,5 литров - обкатка, как ни крути. Хотя мотор и не сапунил с самого начала, и с выхлопа дыма не было.
Масло изрядно потемнело, но на просвет не черное, я темно-янтарное и прозрачность не потеряло.
Теперь, с Рено-балкой, для замены масла надо откручивать защиту картера - хоть и не трудно, но непривычно.
Пункт второй - воздушный фильтр.Брать обычный в магазине на 100-150р. что-то в этот раз не захотелось. Поискал альтернативы, наткнулся на фильтр от Honda Civic, решил взять на пробу - заказал тоже Fram, код CA-9493.
От обычного нашего фильтра отличается отсутствием внешней металлической сетки и несколько меньшим внутренним диаметром, в остальном по габаритам отличий нет.
Резиновые уплотнения по торцам значительно более мягкие, в корпус фильтр сел очень плотно - чувствовалось, как при закрывании крышки и защелкивании фиксаторов уплотнения прожимаются с самого начала хода фиксаторов, тогда как с родным фильтром хорошо если в самом конце хода чувствуется прожим уплотнения, а бывает, что фильтр в корпусе вообще болтается.
Пункт третий - протянуть ГБЦ, отрегулировать клапана, натянуть цепь.По всем трем моментам действия свелись к проверке, регулировка не потребовалась.
На ГБЦ на всех гайках ключ с настройкой на 100 Нм просто щелкнул - первый раз такую качественную прокладку встречаю! С того момента, как она была при сборке мотора протянута полным моментом, она ни разу больше не протянулась.
Может быть сказался тот факт, что протяжка была очень постепенная. Тянули, если верно помню, сначала на 40 Нм середину и с уменьшением к краям по 10 Нм на ряд; потом на 60 Нм середину, также с уменьшением к краям по 10 Нм на ряд; потом я в несколько приемов, уже не помню с каким шагом, протянул до 100 Нм середину с уменьшением к краям по 5 Нм на ряд, и так мотор надолго поставили в угол. Потом, когда мотор поставили, я протягивал ГБЦ - за время стояния в углу все гайки равномерно ослабли всего по 5 Нм. Я их тогда протянул по 100 Нм три средних ряда и 95 Нм крайние. И уже после запуска мотора, после первых прогревов-охлаждений, протянул все одинаково, на 100 Нм - средние три ряда уже тогда не подтянулись, а крайние были не ослаблены, просто дотянул их. Потом проверял затяжку как-то раз, никаких изменений не было. И вот, спустя 500 км, прокладка по-прежнему не тянется.
Цепь и клапана позже проверял, уже возле дома.
Цепь не ослаблена оказалась - и рукой слабина не ощущалась, и плунжер при попытке натянуть вообще не сдвинулся, и звук мотора не поменялся никак.
Клапана проконтролировал - везде щуп 0,15 мм лезет нормально, а набор 0,17 мм уже вообще не лезет, даже не закусывает, как я и отрегулировал при сборке.
Ну и, конечно же, без анекдота не обошлось.После замены масла завожу мотор - лампочка масла быстро гаснет, я выхожу, подхожу к мотору, и тут появляется какое-то шуршание-подвывание, причем раздается оно по всей подкапотке, но вроде как больше от задней верхней части мотора. На подгазовку звук никак не реагирует, не меняется. Глушу.
Ладно, думаю, все равно лезть под клапанную - протяжка ГБЦ, цепь, клапана, - открываю крышку, масло там определенно есть, разбрызгивалось, то есть никакой проблемы с поступлением масла в ГБЦ, про которую я уже успел подумать, нет.
Проверил затяжку ГБЦ, закрыл клапанную крышку, завожу опять - звук есть, но вроде тише. И, как раз когда я с намерением послушать мотор взял палочку, звук затих. Но, утихая, он локализовался - генератор. Тут я заодно припомнил, что когда меня недавно, когда зажигание из-за замкнувшего провода тахометра отказало, тащили уже по темноте на тросе и я в целях помощи подыхающему аккумулятору попробовал передачу включить, чтобы зарядка пошла, генератор так взвыл, что я этот эксперимент сразу прекратил.
Видимо диодному мосту конец приходит, потому что и звук характерен именно для этой неисправности, и напряжение, как оказалось, с 13,95В при всем выключенном под нагрузкой от фар падает аж до 13,65В, хотя раньше держал 13,9В. Правда если вообще все повключать, то ниже 13,6В уже не падает, но намек понятен - нагрузку как бы держит, но не полностью, часть диодов кончилась, - раньше-то при вообще всем включенном ниже 13,85В не просаживалось, то есть общее падение между нагрузкой от фар и полной нагрузкой так и осталось как и было 0,05В, но нагрузку генератор нормально держать перестал.
Посмотрим, либо поменяю мост, либо поставлю недавно приобретенный генератор Bosch на 90А - уже стоял на УЗАМ-е, по корпусу почти аналогичен генераторам ВАЗ/ГАЗ, ставится болт-он, мне только шкив нужно будет свой поставить под поликлин.
На сладкое подшаманил глушитель. Труба лопнула у самого резонатора, поэтому я пошел простым путем - вырезал жестянку из остатков внешней оболочки старого резонатора, снял хомуты, которыми труба во входе резонатора была обжата, обернул трубу асбестом от того же старого резонатора, поверх асбеста обернул вырезанной жестянкой и все это дело зафиксировал хомутами. Получилось вполне крепко и надежно. Чуть-чуть подсекает, конечно - из-под этой обертки в сторону резонатора; но глушитель работает - тишина вернулась. На требуемое время, 5-7 дней ориентировочно, вполне хватит.