Все-таки не могу понять, чем последний ремонтный размер принципиально отличается от предпоследнего (или, к примеру, первого)? При чем тут право на ошибку? Если собирать через опу, можно и новый коленвал угробить до того состояния, что не спасет шлифовка сразу в последний размер. Если токарь обеспечит нужный размер (а если нет задиров, это очень даже реально), вал на хорошем масле честно отходит свои 100 тык. А если криворукие токаря прослабят вал, вопросы будут уже к ним. Тут уже никуда не денешься, придется искать другой. Но не надо его заранее списывать!
По поршневой - найди нутромер и замерь гильзы. Скорость опускания поршня мало о чем говорит. В крайнем случае, возьми новое кольцо, протолкни его поршнем в гильзу в несколько разных положений и посмотри, как меняется зазор в замке (щупом естественно). Если зазор скачет от 0.5 до 1 мм или есть хоть небольшой просвет между кольцом и стенкой гильзы, поршневая под замену. Нормальный зазор в замке для нового кольца 0.25-0.4, для работавшего допускается до 0.75.
А с заменой двигателя на 1.5 не торопись. У меня 412 с двигателем 1.7 и 2141 с 1.5. Постоянно езжу на обоих. И каждый раз, когда сажусь на крокодила, появляется навязчивое желание найти ему другой двигатель.
Кстати, ступенька в гильзе тоже не показатель. У меня после пробега 93 тык (в довольно жестком режиме) ступенька была едва ощутима. Но замеры показали износ в зоне колец в ВМТ 0.6-0.8 мм (в середине - 0.1). Поршневая была явно кооперативная, а вот колено работает уже с третьим комплектом вкладышей, все размеры "в чертеже". Первый комплект поменял после 30 тык из-за своей дурости - упустил масло, двигатель застучал. Разбило вкладыши на первом шатуне, вовремя услышал и остановился. До гаража оставалось ехать с километр почти по прямой, но я устоял перед соблазном, дотащили на веревке. Это и спасло. Вал отполировал "нулевкой" от следов алюминия, заменил только вкладыши. И прокладку на поддоне >😕