Не помню, писал или нет - в мае получил посылку с низом двигателя 3313. Основная ценность - номинальный коленвал 3318, шатуны, блок, маховик.
Через некоторое время после той посылки ко мне приехала еще одна большая коробка, с железом и не только. В ней, в частности, были заводские мало ходившие поршни 3318 в сборе с шатунами, кольца Дружба на 85 мм и на 88 мм выпуска начала 2000-х годов, ярославская прокладка ГБЦ 85 мм с правильным расположением отверстий, мало б/у комплект сцепления Luk с выжимным SKF и еще кое-что по мелочи.
Поршни оказались реально отличные, просто таки бери и ставь. Но гильз к ним у меня не было, был только вариант играть в рулетку - вскрывать свой мотор и надеяться, что гильзы подойдут. Не самый хороший расклад, но по-другому не срасталось.
Но и сомнения по поводу объема будущего мотора у меня не прошли - вроде знаю, что такое 3318, но и 2.0 хочется попробовать...
И вот недавно, по воле случая, вопрос с объемом определился.
Наткнулся на объявление о продаже заводской поршневой 248 по разумной цене, пообщались с продавцом по e-mail, он заинтересовался моими поршнями 3318 с шатунами + кольца Дружба для них... В итоге поршневая 2.0 поехала из Новокузнецка ко мне, а в Новокузнецк отправились поршни с шатунами и кольца + доплата. В деньгах я на этой сделке немного потерял, но зато получил именно то, что хотел, да и другая сторона осталась довольна.
Собственно, драгоценное приобретение:
К внешнему виду претензий нет - детали аккуратные, кромки четкие, маркировка в нужных местах правильная и читаемая. В гильзах присутствует местами окисление, но ничего криминального, все легко убираемо.
По поводу подобранности деталей друг к другу.
Продавец мне присылал видео, как он поршни, слегка смазанные маслом, опускает в гильзы - поршни идут легко, но не падают по своим весом, надо слегка подталкивать. Он это сопроводил комментарием, что гильзы надо слегка довести под поршни. Я в этом методе удивился факту смазывания маслом - мне помнилось, что проверка производится на сухую, по крайней мере когда я себе в 2011 году собирал мотор 3318, проверял именно так. Поэтому тщательно вытер гильзы и поршни, и в таком виде эксперимент повторил - как я и думал, поршни под своим весом начали двигаться, хотя и несколько неохотно. Только на выходе юбки из тонкой части гильзы имеет место закусывание, и то не во всех положениях - сориентировал по парам поршни с гильзами так, чтобы закусывания этого не было или оно было минимальным.
Далее самое интересное - анализ маркировки и инструментальные замеры.
Анализ на основе информации из книги издания 1992 года "Ремонт автомобиля АЗЛК-2141", под редакцией Л.Р. Горелова, Е.А. Королева и С.А. Липгарта - одна из лучших книг по 41-му, на мой взгляд.
Нас интересует таблица 1.5 на стр. 34, где содержится информация по сопрягаемым размерам основных деталей двигателя 331, а также описание после таблицы.
Чтобы применить таблицу к 248-й поршневой, равно как и к любой другой поршневой УЗАМ/УМПО, достаточно вместо номинального диаметра поршня 82 мм подставить тот, с которым ведется работа. А можно и не подставлять, просто ориентироваться по величине допустимого отклонения от номинала, сам номинал в принципе не важен. А для пальцев информация и так справедлива.
Готовим инструмент:
Рычажный нутромер; микрометр 75-100 (по нему, вынужденно, буду настраивать нутромер), нутромер микрометрический 75-100 (на всякий случай), штангенциркуль.
У меня еще набор плоско-параллельных мер длины есть, поэтому сначала набираю из них размер 88,5 мм (гильза у нас 88 мм, для прибора полезен небольшой натяг), потом по этому набору, а не по шкале, выставляю микрометр, а уже по микрометру выставляю нутромер.
Итак.
Маркировка бобышек поршней - белая. То есть к ним, согласно таблице, подойдут пальцы либо белые, либо соседних групп, то есть красные или зеленые. А пальцы в наличии, как видно на фото, как раз подходящие - один белый, один красный, два зеленых.
Маркировка гильз - красная, это группа с размером +0,03...0,04 мм от номинала. А поршни у нас с маркировкой Г, то есть с размером -0,02...0,03 мм от номинала. Группы соседние, но тут правило сопрягаемости соседних групп не работает. Но с гильз еще окисление надо снять, да и хон получше нанести - легкий абразив, типа скотч-брайта, с этим отлично справится и как раз 0,01...0,02 мм уберет.
Проверка поршней на соответствие размерной группе. Замер производится перпендикулярно оси пальца за 25,45 мм от края юбки - это как раз в плоскости пальца.
Проверка гильз на соответствие размерной группе. Замер производил не совсем по книге, но тоже в четырех плоскостях, в каждой в двух взаимно перпендикулярных направлениях.
Результаты замера гильз и поршней:
Высота гильз по рабочей части, номинал 100 мм, по книге допуск -0,015...-0,045. Промер, каждая гильза в четырех местах по окружности, стабильно -0,02...-0,03 мм.
Посадочное место, допуск мне неизвестен, в этой таблице данный параметр отсутствует, но он опять же одинаковый для всех номиналов, в данном случае номинал 92 мм. Промер, каждая гильза в средней части посадочного диаметра в двух взаимно перпендикулярных направлениях, стабильно -0,16...-0,18. Учитывая стабильность, видимо все верно.
Как видно из таблицы, маркировка соответствует реальности, с учетом некоторых огрехов. Опять же, согласно таблице, для гильз допускается овальность 0,05 мм и конусность 0,07 мм, а в эти параметры они с лихвой укладываются, только по тонкой части слегка пляшут, но она вполне может выправиться после посадки в блок.
В общем, вывод следующий - детали качественные, маркировка соответствует действительности, размеры в пределах допустимых отклонений. То есть для работы в двигателе в этом сочетании детали пригодны.