Сегодня довольно долго штудировал каталоги и справочники, в попытках найти ответ на очень насущный вопрос для многих владельцев Москвичей-2141 - а чем же, собственно можно заменить вот этого красавца, который на фото слева:
Для тех, кто вдруг не признал - задний подшипник вторичного вала.
Я умышленно не пишу, что подбор доступной замены или там дешевой замены - замена нужна хоть какая-нибудь, так как родной подшипник отечественными заводами больше не выпускается, в продаже присутствует исключительно кЯтай, а нахождение старых запасов крайне затруднительно, равно как и нахождение б/у в приемлемом состоянии.
Итак, что мы имеем - подшипник шариковый, радиально-упорный, двухрядный, с разъемным внутренним кольцом, внутренний диаметр 28 мм, внешний диаметр 72 мм, ширина по внутренним кольцам 27 мм, ширина наружного кольца 16 мм. Обозначение
6-866706Е1.
Выпускался данный подшипник единственным заводом - ГПЗ №23, г. Вологда. Но в бытность этого завода под новым всем известным именем VBF данный подшипник уже не выпускался.
Поэтому то, что сейчас есть в продаже, в 99,99% случаев представляет собой продукцию кЯтайского происхождения, качество которой не соответствует никаким требованиям вообще - подшипник реально пластилиновый! Несколько лет назад я, по неопытности, на такой нарвался, радостно собрал с ним коробку и поехал в Самару - обратно реально чудом вернулся, клинить КПП уже у дома начала, и то только на заднем ходу...
Вот такая вот плачевная картина.
Вопрос - почему бы не купить качественный импортный аналог?
Ответ: потому что единственный импортный аналог выпускался фирмой
FAG под обозначением
7340BTQUL, в современном каталоге фирмы данный подшипник отсутствует, то есть наверняка давно снят с производства; в продаже, по крайней мере прямым поиском по каталогам интернет-магазинов и просто в Google, найти тоже не удается.
Вопрос - почему бы не подобрать аналог из подшипников не автомобильного назначения?
Ответ: прямого аналога по таким размерам найти не представляется возможным - подшипник нестандартный, по всей видимости специально был разработан для этой КПП.
Исходя из вышеизложенного, я озадачился подбором хотя бы чего-то похожего, что можно будет установить в коробку путем каких-либо доработок. И проштудировав справочники стандартных подшипников, удалось подобрать один вариант, который можно попробовать внедрить, правда объем доработок вырисовывается приличный. Обозначение -
36106кРазмеры подшипника: внутренний диаметр 30 мм, внешний диаметр 55 мм, ширина 13 мм. Подшипник радиально упорный. Стоимость в пределах 500-600р. за штуку, нужно 2 шт., то есть 1000-1200р. обойдется.
Эскиз (за качество шрифта и линий прошу простить, давно карандаш в руки не брал):
Слева - посадочное место подшипника в корпусе КПП; посередине - переходная втулка для наружных колец; справа - подшипник
Пояснения к эскизу и предполагаемый вариант установки.
Два подшипника, дуплексом, ширина по внутренним кольцам будет 26 мм (можно, кстати, купить уже дуплексированный комплект, обозначение
236106к). Подшипники необходимо будет разобрать, наружные кольца со стороны упорного воздействия шлифовать до ширины 8 мм, в паре они дадут ширину 16 мм. Каждое кольцо потребуется посадить во втулку внутренним диаметром 55 мм, внешним диаметром 72 мм и шириной 10 мм; на втулке по наружному диаметру выполнить ступеньку, размеры которой будут соответствовать упорному бортику в посадочном месте корпуса КПП; по внутреннему диаметру выполнить упорный бортик для кольца. Во внутренние кольца потребуется посадить втулки, чтобы уменьшить диаметр с 30 мм до 28 мм. При сборке КПП к упорным шайбам регулировки зазора главной пары нужно будет добавить шайбу толщиной 1 мм, либо изготовить две шайбы толщиной 1 мм по размерам колец подшипников и разместить их между подшипниками, тогда монтажный размер сборки составит 27 мм.
Понимаю, реализация сложная, требует использования станочного парка - нужны плоскошлифовальный и токарный станки. Но, как по мне, сделать вполне реально. Нагрузку эти подшипники выдержат, они для шпинделей станков предназначены.
В идеале, конечно, хорошо бы это реализовать в металле и опробовать в деле. Но у меня пока что вопрос с КПП остро не стоит, под предполагаемый к сборке мотор планирую купить хорошую б/у КПП. Поэтому сам до реализации дойду не скоро. Но если вдруг кто-то решится попробовать, пишите, будем вместе думать.
p.s. Если данная информация модераторам/администраторам покажется интересной для профильного раздела по трансмиссии, я не буду возражать против переноса. Благо, там вроде и тема была стародавняя про этот подшипник, благополучно заглохшая.