С двигателем вчера закончили, в основном.
Что осталось:
— окончательно протянуть ГБЦ
— установить клапанную крышку и поддон на прокладки
— предварительно настроить редукционный клапан масляного насоса
— установить помпу и ее заднюю крышку (саму помпу, так как это Fenox с глубоко посаденной крыльчаткой, надо еще поточить по посадочному месту на 1,5 мм)
— заменить подшипник в торце коленвала
— установить сцепление
— установить впускной и выпускной коллекторы
Днем ранее собирали ГБЦ. Фото не делал, так как попутно занимался мойкой всяких грязных железок и руки были мягко говоря не очень чистые.
Распредвал в головке сидит хорошо, без люфта. Плоскость притерли на осколке шлифовального круга.
Клапана почистили, притерли, установили на место. Замерил диаметр клапанов — впуск 40,5 мм, выпуск 36,5 мм. Для засухаривания применили гидропресс, очень удобно оказалось — головку на плиту, под клапан упор, на пружины оправка, плавно надавили, положили сухари, плавно отпустили. За 15 минут все 8 клапанов усадили. Сальники клапанов установили стандартные, которые резиновые колечки квадратного сечения.
Оси коромысел оказались какие-то ущербные. В одной вообще не было заглушки в переднем торце. И обе какие-то сырые, торцы при разборе ГБЦ легко разбивались выколотками из любого цветного металла, а пробовали разные — алюминий, латунь, медь… — опиливать фаску приходилось после каждого коромысла. Поэтому оси поставили от другой ГБЦ.
Примерили прокладку ГБЦ — села хорошо. Прокладка 2.0, она по умолчанию идет нового образца, с уменьшенным количеством отверстий. Их тут даже меньше, чем в прокладках для 1.7/1.8.
Прокладку с обеих сторон по всей поверхности промазал тонким слоем графитовой смазки, для равномерного прилегания. Затем накинули ГБЦ, поставили звезочку распредвала и закрыли переднюю крышку ГБЦ.
Протянул пока предварительно, в два приема, с интервалом в час. Первым приемом средние шпильки по 4 кгс, с уменьшением к краям по 1 кгс на ряд. Вторым приемом средние шпильки на 6 кгс и так же с уменьшением к краям по 1 кгс на ряд. Будем теперь постепенно протягивать в течении нескольких дней, окончательно будет средние 10 кгс и уменьшение к краям по 0,5 кгс на ряд.
Важно — болты передней крышки ГБЦ тоже тянутся по определенной схеме!
Были опасения, что придется подрезать успокоитель цепи, но все встало отлично.
Метки ГРМ тоже совпали отлично.
Из блока у 4-го цилиндра выкрутил заглушку и ввернул туда штуцер — отсюда будет отбор ОЖ на печку, как у меня было на машине 90-го года. Обратка печки пойдет в термостат. А с ГБЦ пойдет байпас в помпу.
Подозреваю, что будет срач на тему "привильно ОЖ на печку брать с ГБЦ, там теплее…" Поэтому отвечу на это сразу. Во-первых — расстояние между этими точками около 100 мм, не может на таком расстоянии быть разницы температуры; при равномерно прогретом моторе везде будет одинаково горячо. Во-вторых — прокладка ГБЦ имеет минимум отверстий; в блок ОЖ загоняет помпа и от 4-го цилиндра поток в отводе на печку будет лучше, чем от ГБЦ, где поток дополнительно задросселирован прокладкой. И в-третьих, личный опыт — на белом, повторюсь, отбор ОЖ на печку был из блока, мотор был сначала 331-й, потом 3318, в машине было всегда жарко; а на этой машине изначально отбор был с ГБЦ и, хотя и радиатор чистый, и печка проклеена, никогда не было тепла даже на уровне как в белом с 331-м; да, тепло, в 41-м всегда тепло, а по сравнению с другими авто это даже жарко, но в белом было гораздо лучше.
В завершении работы прикрутил на место лапы под балку-трубу.
Пока что мотору придется некоторое время полежать, поэтому наживили поддон и клапанную крышку, и заткнули тряпками впускные каналы.