Продолжаем сборку мотора.
Ранее мы остановились на том, что установили гильзы в блок на герметик и прижали ГБЦ с усилием 5 кгс. Так они простояли двое суток.
Дальше по стандартной схеме - сняли ГБЦ и прижали гильзы шайбами через трубки.
Проверили выступание гильз над блоком и друг относительно друга. Правда набор щупов у друга новый и какой-то ущербный - есть 0,05 мм и 0,1 мм, но нет 0,02 мм и 0,03 мм. Ну уж как есть, на ощупь. В качестве линейки использовали два штангенциркуля - на 150 мм и на 500 мм.
Результат:
- по периметру блока 0,05 мм везде проходит, но плотно, не пролетает, а 0,1 мм везде не проходит, то есть выступание в диапазоне 0,06-0,07 мм.
- между соседними гильзами местами на просвет было видно зазор, но 0,05 мм нигде не прошел и даже не закусил, то есть разброс не более 0,02-0,03 мм (0,01 мм на просвет видно очень плохо, тут же просвет был четкий; а в 0,04 мм щуп 0,05 мм уже бы закусывал)
В общем, выступание гильз в допуске.
Приступаем к установке.
Кольца поршневые Дружба 88 мм, из старых запасов.
Устанавливаем вкладыши, смазываем их маслом, также слегка смазываем юбку поршня, сжимаем кольца оправкой и сажаем поршень на место.
На первый цилиндр поставил самую плотную пару поршень-гильза из четырех - для лучшего охлаждения. В остальных трех поршень без колец легко крутился и перемещался, а тут надо было его толчком с места сдвигать, после чего тоже легко двигался.
Все поршни на месте.
Затяжка шатунов 5,5 кгс, после затяжки коленвал проворачивается легко, с поправкой на добавившееся сопротивление от колец.
Дальше сальники, крышки, маховик.
Задний сальник на месте.
Передний сальник в крышке.
Маховик на месте.
Перед установкой передней крышки чуть было не забыли цепь поставить, но вовремя исправились.
Цепь ГРМ родная, успокоитель новый от BMW M10.
На успокоителе по месту подточил наждаком ребра, чтобы он жестко и ровно сел на шпильки.
Дальше установка передней крышки и сборка масляного насоса. Выбирал и собирал из двух крышек и насосов - со своего блока и с того, откуда коленвал. Получилась сборная солянка - шестерни из моего, а крышка блока с крышкой насоса чужие. В родной крышке блока ось ведомой шестерни насоса была с задирами и крышка насоса с глубокой выработкой. Крышку насоса притер на обломке шлифовального круга с большого торцешлифовального станка - там круги очень удачно уходят на замену сразу после алмажения, так что идеально ровные, и жесткость у них приличная, долго ямы не образуются. А если засаливаться начинает, то Керхер в помощь.
Шестерни и притертая на камке крышка насоса.
Очень тонкая прокладка насоса, случайно нашел в ящике с барахлом, который мне кто-то когда-то отдал - 0,1 мм, как обычная бумага, но очень плотная. А в стандартном наборе картонная прокладка 0,6 почти.
Корпус насоса в передней крышке.
Шестерни на месте, щуп 0,1 мм не закусывает, щуп 0,05 проходит свободно - выступание около 0,07-0,08 мм. А прокладка как раз 0,1 мм - зазор до крышки 0,02-0,03 мм.
Приложил к блоку помпу и примерил шкивы.
Также проверил расстояние от ремня до шпильки крышки водяного канала.
Крышки водяного канала оказались разные - с чужого блока явно старше старше, толстая, без облегчения в районе крепежа. Из этой крышки сделаю проставку, чтобы увеличить проходное сечение канала. Судя по расстоянию до ремня, можно завернуть шпильки чуть длиннее и проставку смело ставить 7-8 мм. А из этой крышки примерно так и получится.
Кстати, на обеих крышках блока верхние болты крышки водяного канала выкручиваться отказались, по 2 шт. сломалось. И именно из чужой крышки они не захотели выкручиваться даже после прогрева сваркой в процессе приваривания гаек. Пришлось высверливать, благо обломились ровно и удалось хорошо накернить. Сначала прошел сверлом 4 мм, оба болта ровно, без увода, насквозь. Потом рассверлил 4,8 мм - от болтов остались только нитки в резьбе. Резьбу прогнал метчиком М6.
Напоследок перенес с родного шкива на новый метки зажигания и ВМТ. Методика простая - ставим старый шкив по метке, снимаем, ставим новый шкив, делаем напильником засечку. Далее повторяем процедуру со второй меткой, после чего делаем в отмеченных местах на новом шкиве пропилы болгаркой с тонким кругом.
Совмещаем метки по старому шкиву.
Тут видно новые метки. Венец 60-2 на шкив пока не устанавливал.
Ну и просто фото поршней и цепи.
Да, кстати, при сборке никакого герметика - все прокладки картонные, перед установкой смазаны графитовой смазкой.