Ну, располовинить КПП, висящую на машине, можно, даже фото процесса где-то попадалось. Но это настолько большой геморрой, что реально проще снять/поставить. У меня, честно говоря, даже придумать не получается, по какой необходимости может понадобиться разбирать коробку именно на месте.
Если установить КПП на 1,5 двигатель от 1,6 либо 1,7 почувствую ли потерю а мощности и в потреблении топлива? Если буду менять колокол то чем лучше смазать прокладку от протекания масла?
Нет такого понятие, как КПП от 1,5 или КПП от 1,7. Есть понятие - соответствие главной пары двигателю. Главные пары есть с разным передаточным числом, например 3,9; 4,1; 4,22; 4,375... Чем больше число, тем лучше динамика, но выше рабочие обороты. К полторашке, так как ее крутить надо, чтобы хоть как-то ехать, хорошо подойдет коробка с парой 4,375 или 4,22. На Рено обычно 3,9 ставят, так как мощности и момента полно. Самая универсальная, на мой взгляд, 4,1.
Ну и просто, для понимания. Есть три типа колоколов - под УЗАМ, под ВАЗ и под Рено. Дальше колокола все коробки абсолютно идентичны. Отличие в начинке может быть еще в передаточном числе 5-й передачи, и то это для ранних коробок справедливо, а в смутные времена уже везде одинаковую 5-ю пихали.
По поводу смазки прокладки - картонные прокладки лучше всего мазать тонким слоем графитовой смазки. Герметик на прокладку мазать абсолютно ни к чему, его имеет смысл применять при сборке без прокладки вообще.