Вчера, в принципе, завершил подготовку машины к зимней эксплуатации - установил правильный термостат.
Небольшое отступление.
Почему именно ШНива-термостат? Потому, что данный термостат является наиболее продуманным по конструкции и наиболее правильно осуществляет регулирование температуры двигателя. Отличие его от обычных термостатов заключается в наличии двух дополнительных входов в малом круге охлаждения - к этим входам подключается обратная магистраль отопителя салона и обратная магистраль подогрева впускного коллектора. В результате при работе термостата учитывается очень серьезный фактор - поток охлажденной жидкости из отопителя салона, что способствует поддержанию максимально стабильной температуры двигателя. В обычной системе же обратная магистраль отопителя салона подключается уже после термостата, напрямую к помпе, что вызывает на определенных режимах езды колебания температуры двигателя, а часто приводит к излишнему его охлаждению и, как следствие, к плохой работе отопителя. С термостатом же от ШНивы печка начинает греть почти сразу и греет всегда, так как температура двигателя всегда оптимальна.
Итак, поехали - ставим термостат от Шевроле Нивы 2123 производства Metal-Incar, Польша. Выбор данного термостата обусловлен высоким качеством его изготовления. Такой же термостат уже более двух лет эксплуатируется на другом моем Москвиче без каких либо нареканий.
Вот так выглядит стандартный термостат на своем рабочем месте:
Это он же, уже демонтирован, хорошо видно расположение патрубков:
Это, для наглядности, термостат от ШНивы, который будет установлен, видно отличие в расположении патрубков:
Первое, что необходимо сделать, это заглушить входы обратных магистралей печки и коллектора на помпе, они больше использоваться не будут.
Так это выглядит в стоковом варианте:
А делаем так.
Сначала глушим вход обратки печки:
Потом глушим вход обратки коллектора:
Тут важный момент - заглушку на тонком шланге надо сделать съемной, а сам шланг должен быть с запасом по длине. Это необходимо для того, чтобы при заполнении системы можно было через этот шланг стравливать воздух.
Затем начинаем примерять термостат на место и подрезать патрубки до требуемого размера и формы.
Результат примерки:
А это уже термостат со всеми патрубками в сборе ждет установки:
Тонкий патрубок хитрой формы - от какого ВАЗ-а, тоже патрубок печки. На втором Москвиче я использовал просто печной шланг, но для его изгиба приходится делать большие петли, которые занимают много места. Поэтому тут я решил использовать формованный патрубок. А уже к нему, посредством трубочки-проставки, подсоединяется шланг от печки.
Вот такая трубочка была использована, медная:
А это термостат уже установлен:
Дальше заполням систему - выкручиваем датчик температуры, вынимаем заглушку из нового тонкого шланга на помпе, заливаем тосол в расширительный бачок, ждем, пока уйдет, подливаем... И так до заполнения системы. Как только из отверстия датчика потекло, вкручиваем датчик на место. Потом наклоняем тонкий шланг пониже, пока их него не потечет, и вставляем в него заглушку. Все, система заполнена, плотно закрываем крышку расширительного бачка.
Заводим, греем, ждем срабатывания вентилятора, смотрим на приборку:
Вот в таком положении стрелка будет находиться постоянно, от работы вентилятора она положение не меняет. До момента открытия термостата стрелка находится совсем немного левее. Само открытие/закрытие у этих термостатов достаточно быстрое, то есть происходит в узком диапазоне температур, что тоже способствует стабильности температуры двигателя.
В зимние морозы этот термостат также позволяет сделать небольшой фокус - передавить проволочным зажимом патрубок малого круга на половину или даже более, но не полностью, иначе можно словить перегрев ГБЦ!!! В результате прогрев мотора заметно ускоряется, а отопитель начинает греть значительно быстрее и сильнее, так как магистраль отопителя фактически становится малым кругом и давление в ней тоже повышается.
На этом все, установка завершена.
Использованные комплектующие:
- термостат 2123 Metal-Incar, Польша, цена 450р.
- шланг отопителя 3 метра (осталось не более 30 см - заменил шланги печки, шланг расширительного и вакуумный шланг от коллектора к ВУТ-у) по 100р./метр
- хомуты для толстых патрубков 10 шт. по 18р./шт.
- хомуты для шлангов отопителя 10 шт. по 15р./шт.
- хомуты для топливных шлангов 6 шт. по 12р./шт.
- медная трубка для соединения шлангов, нашлась в закромах
p.s. В системе остался все же один недостаток - датчик вентилятора стоит с диапазоном включения/выключения 92-87 градусов. Это неправильный датчик для УЗАМ-а, должен стоять с диапазоном 87-82. В ближайшее время заменю.